01 февраля 2014, сб

Святой покровитель Донского казачества

Рубрика: Разное

 Казачьи войска в дореволюционной России

Ибо Я Милости хочу, а не жертвы (Ос.6:6)

Православие с самых давних времен было основой культуры и быта казачества. Всю свою жизнь казаки посвящали службе Богу, Царю и Отечеству. В связи с этим, на память приходят слова из кадетского вальса (автор текста П. Синявский): "Душу — Богу, сердце — даме, Жизнь — Государю, честь — никому".

К началу Первой мировой войны на территории Российской империи существовало одиннадцать казачьих войск, каждое из которых имело свой герб, знамя, отличительную форму одежды, и, конечно же, своего святого покровителя. День памяти почитаемого святого каждым войском отмечался как Войсковой праздник.

Официально понятие Войскового праздника ввёл Александр III. Его указом от 11(24) декабря 1890 года за № 32 для каждого казачьего войска праздничными были закреплены следующие дни:

30 марта – день памяти Преподобного Алексия, человека Божия – для Забайкальского, Амурского и Уссурийского казачьих войск;

6 мая  - день памяти Великомученика Георгия Победоносца – для Оренбургского казачьего войска;

1 сентября – праздник Донской иконы Божией Матери – для Астраханских казаков;

7 сентября  - Возвращение мощей ап. Варфоломея – для Терских казаков;

12 сентября  - Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского – для Кубанского казачьего войска;

30 октября - день памяти Пророка Осии – для Донских казаков;

21 ноября – день памяти Архистратига (Архангела) Михаила – для Уральского казачьего войска;

19 декабря – день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца – для Сибирского и Семиреченского казачьих войск.

Общеказачьим праздником был установлен день Покрова Пресвятой Богородицы, который, по новому стилю, выпадает на 14 октября.

Святые покровители казачьих войскДонская икона Божией МатериПокрова Пресвятой Богородицы

Поскольку мы с вами живём на Дону, будет интересно поближе познакомиться со святым покровителем Донского казачества и с историей возникновения войскового праздника Донского казачьего войска.

В октябре 1888 года император Александр III и члены его семьи по железной дороге возвращались из Крыма в Санкт-Петербург. 17 (29) октября 1888 года у станции Борки под Харьковом с императорским поездом произошла катастрофа. Путь в месте крушения проходил по высокой насыпи, и с железнодорожных путей сошли 10 вагонов. При крушении поезда пострадало 68 человек, 21 из них – погиб, подвижный состав, в том числе и императорский вагон, оказался сильно повреждён, но ни император Александр III, ни члены его семьи, включая цесаревича Николая Александровича (будущего российского императора Николая II), не пострадали.

В официальной печати и в церковной традиции спасение императорской семьи было названо чудесным. Уже ночью 17 октября был отслужен первый благодарственный молебен за чудесное избавление царя и его семьи от смертельной опасности, а на месте крушения, впоследствии, был воздвигнут православный храм.

17(30) октября по церковному календарю является днем памяти святых пророка Осии и Андрея Критского, поэтому Александр III распорядился о строительстве в Анапе храма во имя этих святых и определил ветхозаветного пророка Осию святым покровителем Донского казачества.

Ветхозаветный пророк Осия, святой покровитель Донского казачества

О личности пророка Осии известно не много. В Христианской традиции он является первым из двенадцати малых пророков. Жил и пророчествовал он в Самарии (столица Северного Израильского царства) во времена царя Иеровоама II вплоть до гибели Израиля в 722г. до рождества Христова. Проповеди и поучения Осии мы можем найти в Ветхом Завете, в книге, подписанной его именем.

Сама книга представляет собой краткое изложение речей пророка без соблюдения какой-либо системы и хронологии. Она состоит из 14 глав и по содержанию может быть разделена на две части.
Первая часть (с 1 по 3 главу) иногда называется: «Урок семейной жизни Осии» и разделена на подтемы:
— жена и дети: притча об осуждении (Ос.1:2-11, Ос.2:1)
— неверность и наказание: примирение и восстановление (Ос.2:2-23)
— возвращение любви (Ос.3:1-5).
В этой части книги через символы, которыми являются брак с блудницей и рождение детей с «говорящими» именами, пророк Осия обличает народ Израиля в греховности и предупреждает об отвержении от Бога.

Главы с 4 по 14 составляют вторую часть книги и являются уже, собственно, пророческими. Там возвещается о  будущем суде Божием, плене и возвращении к Богу остатка. Осия предсказывает прекращение ветхозаветных жертвоприношений и конец Ааронова священства (Ос.3:5), распространение истинного Богопознания по всей земле (Ос.2:19-20) и приход Спасителя. О Христе Осия говорит, что  Он возвратится из Египта (Ос.11:1; ср. Мф.2:15), тридневно воскреснет (Ос.6; ср. 1 Кор.15:4) и победит смерть (Ос.13:14; ср. 1 Кор.15:54-55).

Сам пророк Осия, по некоторым предположениям, был священником или близким к этому кругу человеком. Об этом свидетельствуют его познания в области религиозного состояния народа Божия и богослужебной практики. Личная жизнь Осии и его общественное служение тесно переплелись. Пророк не принадлежал себе и делал то, что велел ему Бог. Так он женился на блуднице, и в этом браке родилось трое детей. Каждому Осия дал символическое имя, показывающее взаимоотношения Бога и его избранного народа. Старший сын – Изреель. Так назывался город, в котором царь Ииуй должен был уничтожить идолопоклонство, но вместо этого сам впал в язычество. Дочь Лорухама, что значит «Непомилованная». То есть через ее рождение Бог объявляет об отнятии Божией милости от дома Израилева: «Я уже не буду более миловать дома Израилева…» (1:6). И, наконец, младший сын Лоамми – «Не Мой народ», «потому что вы не Мой народ, и Я не буду вашим Богом…» (1:9). В этих именах поэтапное отпадение Израиля от Бога.

Пророки часто использовали символические действия, чтобы привлечь внимание народа к своей проповеди, так и личная жизнь пророка Осии стала символом происходящего с народом Израилевым. Блудница Гомерь (жена Осии) – народ израильский, дети блудницы – современное пророку поколение Израиля. Преступная жизнь Гомери (имя означает – законченная совершеннейшая дочь сластолюбия) – образ идолопоклоннической жизни Израиля. В примирении между супругами и возвращении Гомери, Осия усмотрел символ грядущего примирения Израиля с Богом.

Через мучительный личный опыт Осия понимает, что чувствует Господь, которого предает Его народ. Пророки Илия и Амос  проповедовали Бога справедливости, требующего от человека верности и правды. Тогда это было необходимо, чтобы очистить душу древнего человека от язычества, чтобы привести к осознанию своей греховности. А пророк Осия, первым из ветхозаветных пророков, несет миру откровение Бога любви и милосердия: « Бог есть любовь». Эта новозаветная истина впервые прозвучала за восемь веков до прихода на землю Христа.

Осия не свергал династий, подобно Елисею, не воевал со жрецами Ваала, подобно Илии, а выступал только как религиозный учитель. Он проповедовал против идолопоклонства, пустившего свои корни в среде евреев, обращал их сердца к Господу. Пророк Осия прожил долгую жизнь и скончался в глубокой старости.  Его пророческое служение продолжалось более 60 лет. По преданию, он умер в Вавилоне, а погребен был в верхней Галилее за 820 лет до Рождества Христова.

Таково житие святого покровителя Донского казачества, ветхозаветного пророка Осии. День его памяти и по ныне является официальным войсковым праздником для Донских казаков и отмечается ежегодно 30 октября. Слова пророка: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений»,  как нельзя более, близки духу Донского казачества с его любовью к свободе, веротерпимостью и истинно христианской системой ценностей.

Татьяна Сингина

Теги: казачий дон, покровское подворье, казачество, музей

Все сайты

Все сайты